Северная чернь Великий Устюг

Промысел северная чернь Великий Устюг впервые упоминается еще в 1683 году. Мастера серебряного дела Великого Устюга достигли своей вершины, научившись наносить на свои изделия специальный черневой состав. Именно он позволял придать объем изображению с помощью игры света на поверхности серебряных изделий. По мнению историков причина появления этого древнего и прекрасного промысла — это стремление духовенства украшать богато храмы на манер столичных церквей.

В самом начале появления промысла мастера довольствовались сырьем, получаемым из разных высокопробных европейских монет. Далее, к VII веку, северная чернь Великий Устюг стал выделяться среди других народных промыслов. Это произошло за счет развития своих собственных производительных сил, а также благодаря торговым связям с Москвой. В конце VII века в промысле уже было более двух десятков именитых мастеров, которые изготавливали черненную утварь для церкви, великолепные женские и мужские украшения. Изделия пользовались спросом и стали вывозится за территорию города Великий Устюг.

Северная чернь Великий Устюг

Великоустюгская чернь оказала влияние на многие промыслы русского севера. Она достигла Вологды, Архангельска и Вятки. Затем это искусство распространилось и на Сибирь. Мастера Томска, Тобольска, Якутска и Иркутска стали применять эти же приемы изготовления черненых серебряных изделий, при этом внося изменения в тематику рисунка.

Промысел северная чернь Великий Устюг — это богатые изделия невероятной красоты. Они получаются методом своеобразной гравировки по серебру. При этом используется специальный предмет — цеер. Смесь для чернения представляет собой сплав нескольких веществ: серебра, меди, свинца и серы. Все это разбавлено нашатырем. Полученная смесь наносится на гравировку, и затем изделие подвергается обжигу. Получается рисунок, где черневой состав прочно сцепляется с серебром.

Северная чернь Великий Устюг

Чернь Великого Устюга отличается богатой цветовой гаммой. Это оттенки от светло-пепельного до яркого черного. В то же время, ее можно отличить от подобных изделий мастеров из других городов, таких как Санкт-Петербург и Архангельск. Изделия черни из Великого Устюга — это сюжетная гравюра, которая отличается ярким и насыщенным цветом.

Своего наивысшего расцвета искусство северной черни достигло в VIII веке. Имеются даже записи, говорящие  о том, что в Москву был вызван мастер М. Климшин, чтобы обучать местных мастеров этому ремеслу. В 1762 году братьями Поповыми была открыта фабрика по изготовлению серебряных черненых изделий. Она проработала 15 лет, обеспечив популярность данному промыслу. Ко второй половине XX века, постепенно художественное творчество превращается в ремесло. Как промысел северная чернь почти исчезает, и ее секреты остаются лишь у единичного количества мастеров.

ДАВАЙТЕ ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ!

Мы хотели бы держать вас в курсе последних новостей и предложений 😎