Гжельская керамика

 Гжельская керамика

 

Промыслом, по изделиям которого можно безошибочно узнать нашу страну, является народный промысел гжельская керамика. Его история насчитывает сотни лет, если говорить точнее, то сейчас этому уникальному промыслу уже 670 лет. Гжель – это название нескольких деревень (около 30 штук) в Подмосковье. Еще это объединение носит название «Гжельский куст». О Гжели мы можем прочитать в грамоте Ивана Калиты. Царь Иван Грозный нарек ее собственностью двора. В то время мастера делали особенную посуду для его нужд.

В различных летописях того времени отмечалось, что изделия из гжельской керамики являются самыми лучшими на Руси из всех изготавливаемых подобных изделий. Удивительным фактом является то, что мастера используют для ее росписи всего два цвета: белый и синий. Но посмотрите, насколько она яркая, приносящая радость и зачаровывающая игрой света.

В Гжели мастера гончарного дела изготавливали глиняную посуду еще в VII и VIII веках. Наибольшее распространение имела простая посуда, так же для снабжения Москвы того времени делались игрушки, гончарные трубы и кирпич. Так продолжалось до XVIII века. В это время была освоена техника майолики, которая позволяла создавать по белой глине роспись разных цветов. Примерно в 1800 году в деревне Володино был создан первый завод, изготавливающий фарфоровые изделия. Им владел П.Куликов. С этого завода и началось фарфоровое производство гжельских изделий. Все производство держалось в секрете, Куликов все делал сам, не желая разглашения рецептов изготовления.

Спустя 10 лет можно было уже видеть работу около 25 фарфоровых заводов, которые выпускали посуду, игрушки, предметы быта и статуэтки. Они характеризовались наличием в росписи желтых, синих и коричневых тонов. Роспись производилась в соответствии с традиционными национальными мотивами. Во второй половине 19 века в народном промысле гжельская керамика наметилась новая основная линия росписи. Упор стал делаться на преобладание в рисунке ярко синего кобальта.

Свое полное  воплощение в жизнь эта линия росписи получила только через столетие. Потому что в это время производство керамики на многих заводах пришло в упадок, и все производство керамики было взято в руки Кузнецовыми, которые были родом из Гжели. После свершения революции 1917 г. все заводы стали собственностью государства, эта же участь постигла и фарфоровые заводы. До войны 1941г. в Гжели изготавливалась большая часть всего ассортимента керамической и фарфоровой продукции. Но надо сказать, что работы мастеров были низкого качества и не отличались хорошим вкусом. Это произошло из-за потери давних традиций изготовления этих чудесных изделий.

Становление гжельской росписи началось заново только после войны, в 1945 г. В это время особый вклад в возрождение народного промысла гжельская керамика внес искусствовед А.Б.Салтыков. Он разработал технику особого мазка. Это был мазок кобальтовой краской по белоснежной глине. Особенность кобальта при обжиге менять черный цвет на ярко синий цвет была использована в создании необыкновенных и уникальных узоров на изделиях из керамики. Художники, расписывавшие изделия тонко чувствовали, как нужно нанести краску, чтобы добиться плавных переходов от темного синего цвета к более светлому голубому цвету.

В настоящее время «синее чудо» выпускается предприятием «Объединение Гжель». Оно наравне с такими предприятиями, как Ростовская финифть, возрождают русские народные традиции. Его несколько отделений расположены в разных деревнях Раменского района Московской области. Продукция предприятия пользуется популярностью во всем мире, ее запас всегда хранится в подарочном фонде президента. Народный промысел гжельская керамика является достоянием нашей страны, с ним связано множество интересной информации. Это биографии известных мастеров, которые принимали участие в возрождении и сохранении традиций промысла, техника изготовления изделий и их росписи, разновидности гжельской росписи. Обо всем этом мы поговорим в следующих публикациях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *